Сегодня день рождения человека, о котором я странным образом думаю несколько дней. Не знаю, стал бы о нём сегодня писать, если бы жизнь не совершала прекрасные и удивительные кульбиты. Спасибо ей за это! Сегодня (уже вчера, 1 декабря) день рождения Рекса Стаута. Писателя-детективщика. Я не люблю детективы. Одно время с упоением читал Агату Кристи и Сименона. Это было лет в 12. Много позже - Честертона. Но это всё-таки уже не совсем детектив. Хотя, есть нечто, очень объединяющее и их героев, и героев Рекса Стаута. Они создали свой уютный мир, кочующий из романа в роман, и открывая книгу, ты ждёшь не только разгадку тайны, но и окунаешься в знакомый мир туманного Лондона Конан Дойла (и его любил. Но лет в девять) или в перестук колёс Пуаро. С Ниро Вульфом и Арчи Гудвином - та же история. К моему полтиннику хочется стабильности. Кухни Фрица Бреннера и орхидей Теодора Хорстмана. (Дальше читать только тем, кто узнал хотя бы одно из этих имён, это тест на РексоСтатус!))) Если кто не читал мой любимый текст сегодняшнего именинника, детективное исследование "Уотсон был женщиной", напишите, это чудо, честно! Выложу. А сейчас - текст-поздравление Аркадий Рух : "В 1941 году, на обеде почитателей героев Бейкер-стрит, Рэкс Стаут произнёс свою знаменитую речь "Уотсон был женщиной", где весьма убедительно отстаивал гипотезу о том, что под литературной маской доктора Джона Уотсона скрывалась не кто иная, как миссис Холмс, верная почитательница своего гениального супруга. Текст этой речи вы без труда найдёте в Сети, мне же куда интереснее тот факт, что применённый Стаутом метод вполне приложим и к его собственным героям. То, что отношения Ниро Вульфа и Арчи Гудвина уж слишком выходят за рамки служебных, очевидно. В то же время, их никак нельзя назвать дружескими - хотя, безусловно, они весьма близки. Это никоим образом и не отношения отца с сыном. Больше всего они похожи - да, на супружеские. Отвергнем сразу гомосексуальную гипотезу - во-первых, как мерзкую саму по себе, а во-вторых, как противоречащую фактам: Гудвин любит женщин и умеет обращаться с ними, а мизогиния Вульфа вполне укладывается в версию, которую я намерен изложить ниже. Итак: Ниро Вульф - женщина! Она любит кулинарию и цветы. Она скрупулёзно придерживается раз и навсегда установленного распорядка дня. Не выносит в своём доме ни малейшего беспорядка. Всегда подчёркнуто аккуратно одета. Любит яркие цвета - особенно оранжевый. До смерти боится езды в автомобилях, не говоря уж о поездах, кораблях и самолётах. И при этом гениальна - а время гениальных женщин в американской литературе придёт чуть ли не полвека спустя. Этим же объясняется и ряд чудачеств и предрассудков, коих у Вульфа превеликое множество - например, категорическое нежелание браться за дела, связанные с семейными неурядицами и особенно разводами. И, разумеется, категорическое неприятие женских истерик. Заметьте: у Арчи Гудвина, при всей его репутации сердцееда и ловеласа, за все семьдесят с гаком повестей и романов нет ни одной любовной связи. Даже отношения с Лили Роуэн показаны скорее как дружеские. Он с удовольствием ходит на свидания, прекрасно танцует, всегда готов отпустить комплимент - но при этом обязательно возвращается домой. Почему? Да потому, что при всём вышеизложенном, хранит верность единственной женщине, которую действительно любит! Разумеется, они не женаты - разница в возрасте и прочие предрассудки. При этом Гудвин время от времени грозится уйти, или рассуждает об очередной проходящей по делу красотке, как о своей потенциальной невесте - но всё это, разумеется, шуточки. Между прочим, идея женщины-детектива - явно давняя задумка Стаута. В 1935 году он написал роман "Рука в перчатке", в котором расследование ведёт Теодолинда Боннер. Дол Боннер, к слову, иногда появляется и в "Вульфиане" - но исключительно как второстепенный персонаж. Замечу, кстати, что на неё пресловутая мизогиния Вульфа не распространяется: ведь они не только коллеги, но и подруги! Право, стоит лишь один раз встать на эту точку зрения - и образ тучной раздражительной властной дамы лет пятидесяти прилипает в великому сыщику намертво, идеально совпадая со всеми его кочующими из романа в роман ужимками. Просто представьте."

Теги других блогов: литература детективы Рекс Стаут